Как сделать себе когти как у тигра

Как сделать себе когти как у тигра
Как сделать себе когти как у тигра
Как сделать себе когти как у тигра
Как сделать себе когти как у тигра
Как сделать себе когти как у тигра

О происхождении Мани и его "миссии"

Манихейство как религиозное течение возникло в III в. н. э. и получило название по имени своего основателя Мани, который считал, что изначально существовала одна единственная религия, но потом она была искажена разными "еретическими толкованиями", так произошли зороастризм, буддизм, христианство, которые соответственно возглавили Заратуштра, Будда и Христос. После них возникла, якобы, необходимость в объединении всех имеющихся религий, в их синтезе, для чего и был послан на Землю с миссией он - Мани. Однако, претендуя на звание мировой религии, манихейское учение стало одной из самых живучих и коварных ересей, распространившихся по всему миру.

Забытые религии мира


Большое влияние на формирование мировоззрения Мани оказало его воспитание в детстве, которое он провел в иудейско-христианской общине. Предполагают, что родился Мани 14 апреля 216 г. н. э. в Вавилонии, во времена падения Аршакидской династии и воцарения в 227 г. Арташира I, родоначальника династии Сасанидов. Мать Мани принадлежала к древнему армянскому роду Камсаридов. Отец был зороастрийцем, но незадолго до рождения сына сменил веру и вступил в иудейско-христианскую общину вблизи города Месена. Члены этой общины вели аскетический образ жизни, не пили вина, были вегетарианцами, очищали пищу водосвятием, придерживались ежедневных ритуальных омовений, за что их называли "омывающиеся" (в переводе с арабского). Другие названия - "элхасаиты" (по имени религиозного деятеля Элхасая) и "баптисты" (греч.). Имевшаяся в общине иудео-христианская литература сыграла значительную роль в становлении личности будущего "реформатора".


Считается, что когда Мани было 12 (или 13) лет, на него снизошло первое озарение. Ему явился "божественный двойник" и призвал его "нести в мир истинную, изначальную, вселенскую религию, возвещая ее всем странам и народам". А когда Мани исполнилось 24 года, он выступил перед общиной со своей первой проповедью, заявив, что "всякая плоть есть скверна, и, поэтому, омовения не очищают тело" [4, с. 21]. Руководство общины встретило речи будущего лжепророка враждебно. В дошедшем до нас "Кёльнском кодексе" сообщается, что разозленные нападками на уклад общины пресвитеры избили Мани и оттаскали за волосы. После этого он покинул общину со своим отцом и двумя юношами, которые впоследствии стали его учениками, и отправился вверх по течению Тигра и Евфрата, в страну Селевкии - Ктесифона. Оттуда он перебрался на север (в города Гунозак, Хенрикс и Кёнен), а потом в Армению и Иверию.


Так Мани начал свою миссионерскую деятельность. Он вел скитальческую жизнь бродячего проповедника и останавливался преимущественно в иудео-христианских общинах. Его проповеди не везде имели успех, и часто триумфы перемежались с полными провалами, но, тем не менее, у него появляются новые ученики, и он пишет свои книги. В это время он отправил первую миссию во главе со своим отцом Патиком в Римскую Империю, а сам отправился проповедывать в Индию. На обратном пути он посетил царства Туран и Мукран (современный Белуджи-стан) и обратил в манихейство правителя Турана.


К началу 243 г. Мани добился расположения шаханшаха Ирана Шапура I и в течение 10 лет, пользуясь его покровительством, активно проповедовал своё учение по всему Ирану.. В период с 242 по 253 гг. им была написана единственная книга на персидском языке "Шапуракан", где излагались основы манихейской религии и содержались некоторые биографические данные. Затем на Мани и его учение начались гонения как со стороны зороастрийцев, так и со стороны христиан. После разрыва с Шапуром Мани вынужден был бежать из Ирана. Долгое время он находился в опале, но это не остановило его. Он продолжает свою "миссию", несмотря на разоблачения и преследования его главой зороастрийской духовной власти, первосвященником Кирдером.


После смерти Шапура I его преемник Ормизд отнесся к Мани весьма благосклонно, поэтому Мани смог отправиться в свое новое путешествие - по Ассирии. Но и на этот раз фортуна недолго благоволила к "мессии". Через год царствования Ормизда, после его неожиданной смерти, на престол вступил Бахрам I, ревностный зороастриец, который жестко ограничил сферу влияния Мани. По приказу Бахрама I, конечно, не без участия Кирдера, лжепророк был заключен в темницу и, после 26-дневного заключения, там умер. Есть несколько версий относительно обстоятельств его смерти. По одной из них Мани умер после того, как его сковали по рукам и ногам и надели на шею колодки. Согласно другим источникам, Мани был казнен - ему отрубили голову и повесили на воротах Белабада, потом его тело было оплакано и обмыто его учениками, а его вещи - две книги и посох - отправили верующим. Некоторые исследователи утверждают, что перед смертью с Мани содрали кожу, другие - что он был распят. Только манихейские тексты говорят о смерти Мани в тюрьме, а греческие, сирийские и арабские сообщают о его казни по приказу царя. Можно предположить, что скорее всего верна первая версия, так как манихеям не было смысла умалчивать о мученической смерти их учителя. Тем не менее, смерть Мани в тюрьме позволила его ученикам и поклонникам сделать его героем, пострадавшим за свои убеждения, что дало толчок для распространения новой волны манихейства по всему свету.


Дата смерти Мани определяется в разных источниках по-разному: март 274 г. - февраль 277 г., т.е. он прожил около 60 лет. За это время его ере¬тическое учение пустило свои цепкие корни не только в Азии, но и в Европе и Африке.


Перед смертью Мани удалось отдать последние распоряжения, он поставил во главе своей церкви Сисинния, правившего после него 10 лет. Позже во главе манихейства оказался другой ученик Мани - Иннай. Сообщается, что он вылечил царя от неизлечимой болезни, чем заслужил к себе благосклонность, таким образом манихеи получили временную передышку.

Некоторые исследователи, ссылаясь на "Деяния Архелая", предполагают, что Мани был "вольноотпущенником вдовы" (в прошлом - блудницы) и стал проповедником, унаследовав книги еретического содержания от двух проповедников, которые хотели взлететь в небеса, но не смогли и разбились. Мани (иногда его называли Манес, а настоящее имя его было Курбик) переделал "Речения Христовы" и объявил себя "апостолом Христа", повсеместно распространяя свою ересь. Его общины в народе назывались "сектами вдовы". Однако убедительных доказательств этих фактов из деятельности Мани не сохранилось.


Пик распространения манихейства на Западе датируется IV в. В это время манихейские общины существовали в Северной Африке, по всей Малой Азии, в Греции, Иллирии, Италии, Галлии и Испании.


В Египте первыми манихеями были Паппос (ученик Мани) и Фома (автор ряда псалмов). С начала IV в. манихеи очень активизировались в городах Ликополь (современный Асьют) и Гипсела. Главой египетских общин был Аортоний. В V в. манихейство в Египте сошло на нет, и члены манихейских общин перешли в ортодоксальное христианство.


В V-VI вв. в манихейской церкви произошел раскол, но несмотря на это, она продолжала существовать на протяжении всего правления Сасанидов, с центром в Вавилонии. С VI в. манихейство в Европе начало приходить в упадок в связи с репрессиями.


К концу VIII в. манихейские общины оставались только в Северной Африке и на востоке Сасанидской империи. Дольше всего манихейство продержалось в Центральной Азии, где его возглавил Мар Аммо, хорошо знавший парфянский язык. В VП-VШ вв. с завоеванием Китаем Восточного Туркестана согдийские купцы принесли манихейство в Китай. В 763 г. был обращен в манихейство глава государства уйгуров Бегю-хан, и ханским указом манихейство было объявлено официальной религией степной империи уйгуров, где оно просуществовало до завоевания киргизами (до 840 г.). В Х в. центр манихейства переместился в Самарканд.


С середины IX в. начались антиманихейские преследования в Китае. Императорский указ 1120 г. гласит о разрушении манихейских храмов. В Восточном Туркестане манихейство продолжа¬ло существовать до XIII в., а в Китае - до XIV в., после чего манихейские общины в Китае адаптировались и стали буддийскими или даосскими. Две манихейские книги даже вошли в даосский канон.


Согласно свидетельствам, манихейская община состояла из 5 рангов: учителя, епископов, пресвитеров, избранников и слушателей (рядовых верующих). Избранниками могли быть и мужчины, и женщины, но они жили в раздельных монастырях, давали обет безбрачия, не имели собственности и не могли заниматься мирскими делами (земледелием, ремеслом, торговлей). Манихейство, таким образом, искажало жизнеутверждающую основу зороастризма, потому что согласно зороастрийским обычаям каждый здоровый человек должен был вступить в брак, иметь семью и потомство. Особо почитались священные профессии, такие как кузнец, землепашец, ремесленник.


Члены манихейской общины молились, соблюдали посты, переписывали книги. Как пресвитеры, так и избранники могли быть проповедниками. Существовали манихейские храмы или молитвенные дома, где собирались верующие слушать проповеди и молиться. Манихейский канон состоял из 7 книг, написанных на арамейском языке.


В начале XX в. во время археологических раскопок в Восточном Туркестане (ныне территория Китая) было обнаружено множество рукописей на среднеперсидском, парфянском, согдийском, уйгурском и китайском языках, которые включают в себя фрагменты из манихейских текстов. Эти рукописи относятся к VIII в., т.е. расцвету центрально-азиатского манихейства.


В 1928 г. немецкий ученый К. Шмидт случайно приобрел в Палестине рукописную книгу "Кефалайа" ("Главы"), написанную на коптском языке, что указывает на ее происхождение из Верхнего Египта. Шмидт установил, что жители селения близ города Асьют продали папирус торговцам. Позже книга была приобретена Берлинским музеем. Папирус датируется IV в., т.е. от времени жизни Мани его отделяет самое большее 100 лет.


Рукопись "Кефалайа" является одним из самых древних манихейских текстов. В нее входят 122 главы, в которых излагаются манихейские воззрения на создание мира и дальнейшее его развитие, а также приводятся основные заповеди для манихейских "праведников". Изложение ведется от лица Апостола, которому ученики задают вопросы. В роли Апостола выступает сам Мани - "единственный, самый истинный пророк".

Основные положения манихейского трактата "Кефалайа"
и их отличие от зороастрийского учения

Создание мира

Претендуя на роль пророка мировой религии, Мани искусно соединил в своем учении основные положения различных религий: так, из зороастризма он взял понятия о добре и зле и исказил их; из буддизма - закон перевоплощений; из христианства - необходимость покаяния и из вавилонской астрологии - устройство небесной сферы. Сплав различных религиозных веяний был отшлифован им с виртуозным мастерством. Характерные черты этого еретического учения можно отследить по дошедшей до нас книге "Кефалайа". От страницы к странице автор настойчиво проводит свою основную идею - о смешении Света и тьмы. Добра и зла как принципе устройства нашего мира.


По мнению Мани, изначально во Вселенной были две равные силы - Свет и тьма. Они располагались, не соприкасаясь, вертикально друг к другу: Свет - в высоте, а тьма - в бездне. Творения Света были духовны и нематериальны. К ним относились миры богов и ангелов. Основой же тьмы была Материя (иногда она называется грехом или помыслом смерти). Все творения ее были агрессивны, безобразны и смертны. Потом непреодолимая граница между Светом и тьмой была нарушена вследствие того, что тьма "позавидовала" Свету и решила его захватить:


"Мрак повел борьбу со Светом, желая царствовать над сущностью, которая ему не принадлежала; он разделил Свет. По такой великой необходимости от Отца Величия вышла сила, т.е. Первочеловек, он облекся во всеоружие Света, смирил всего неприятеля и распял его в пяти стихиях светлых, они же - всеоружие Света остались в бездне, смешавшись с пятью стихиями мрака" [4, с. 55-56]. Так Мани распял мрак в пяти стихиях светлых, а Свет смешал со стихиями мрака. В результате смешения возник наш мир, в котором Материя взрастила свои плоды. Не дозревшие из них и сброшенные на Землю, так называемые "выкидыши", стали прародителями Адама и Евы, от которых произошли другие люди. Человек при этом стал орудием смешения Добра и зла.


По зороастрийскому мифу, изложенному в "Бундахишне", Хормазд был высшим по своему всеведению и доброте, пребывал вечно в Бесконечном Свете. Ахриман же, медленный в понимании, чья воля была направлена на разрушение, был погружен в Бесконечную Тьму. Между ними была Пустота, называемая Вайю, но на этой границе Бесконечный Свет и Бесконечная Тьма были конечны. Ахриман, восстав из глубин тьмы, вышел к границе и увидел свет Хормазда, который в своем всеведении знал, что Ахриман нападет на его мир. и предложил ему договор на девять тысяч лет, назначив время битвы. Ограничив срок, Хормазд был уверен, что таким образом сделает Ахримана бессильным. Он произнес молитву «Ахунвар» и показал Духу Разрушения свою конечную победу, его бессилие, уничтожение демонов, воскрешение. Последнее Тело и освобождение мира от зла навечно и навсегда. Услышав молитву, Ахриман упал во тьму на три тысячи лет, и только после этого он проник в мир Хормазда. осквернив его благие творения, в том числе первочеловека Гайомарта, из семени которого возникли люди. Ахриман оказался пойманным в ловушку материального мира до конца времен. Очевидно, что Мани в основе своей теории создания мира использовал зороастрийские мифы, исказив их глубокий смысл.


Душу Мани соотносит со Светом, а тело - с мраком, т.е. тело, якобы, захватило душу и влечет ее "к злым делам, ко всем грехам страсти, к идолослужению, к лжеучениям заблуждения, к унижению рабства, и она постоянно служит вещам преходящим, служит зверям, нечистым и грязным, которые уродливы видом и обличьем. Она облачилась в заблуждение и забвение, забыла свою сущность, род и корень, не ведая мрат молитвы и призывов к Нему, стала враждебна Отцу своему небесному, презрела и отвратилась сама от себя, она зла, возлюбила Мрак и не желает обратиться к собственному Свету" [4, с. 131-132]. Таким образом, душа у Мани осквернена и полностью подчинена телу, греху.


Зороастрийцы же считали, что душа и тело едины, а к телу относились, как к "храму духа". Человек по своей природе - духовная сущность, его душа и тело сотворены Хормаздом, душа - Фраваши - предсуществует телу. В начале творения Хормазд созвал совет с Фравашами всех людей, и он знал, что если они согласятся спуститься на Землю, чтобы вести борьбу со злом, то это обеспечило бы ему победу над Ахриманом.


Во главе материального мира Мани ставит "пятиликого", образ которого он описывает так:


"Пять подобий есть в его теле... голова облика львиного, что возникла из мира Огня. Его крылья и плечи - облика орлиного, по подобию сынов Ветра; его руки и плечи - демонические, по подобию сынов мира Дыма; его туловище - образа драконье, по подобию мира Мрака. Его хвост - образа рыбьего, принадлежащего к миру
сынов Воды... Он понимает язык своих сил, хотя его сердце скрыто от них... Он владеет заклинаньями и знаками своей волшбы; его тело так крепко, что никакие рога, зубы и когти его сил не могут проткнуть его, никакое тело железное или медное не может ничего сделать с ним, и невозможно его разрушить, ибо он сделан и сотворен из жестокосердного суждения Материи, матери демонов и дьяволов" [4, с. 117].

tetramorf.jpg

На рисунке крылатый бог Айон - Зерван с львиной го¬ловой,
человеческим телом и змеей, стоящий на Мировом шаре.

Вероятно, этот зловещий образ Мани изобрел по аналогии с обликом, приписываемым зороастрийскому Зервану, изображавшимся как мифическое существо с головой льва, крыльями орла и телом человека, обвитым змеей. Он символизировал власть на Небе и на Земле, обладал мудростью змеи, силой льва, меткостью и стремительностью орла. Он был во всем и вне всего. Зерван - это изначальная точка Вселенной, и только ему дана возможность творить миры.

Он включает в себя понятие Времени, Пространства и мировой эволюции. Он же, Зерван, согласно зороастрийским преданиям, произвел двух братьев, которые должны были творить два мира -видимый и невидимый, но один из них, Ангра Маныо, в результате своего сомнения не стал участвовать в творении, поэтому Ахура Мазда взял на себя задачу создания двух миров. В "Бундахишне" описывается, что Ахура Мазда создал материальный мир как орудие против Духа разрушения. Таким образом, оба мира - видимый и невидимый - принадлежат Богу-Творцу Ахура Мазде, а зло в материальном мире присутствует временно и будет побеждено. Человек же призван своим выбором Света и Добра помочь Ахура Мазде очистить мир от тьмы и зла.


У Мани силам Света принадлежит только мир идей, а всем материальным миром владеет тьма, т.е. Добро и зло противопоставлены, таким образом его взгляды не соответствуют зороастрийскому представлению о мире, как благом творении Хормазда, в которое внесено искажение Ахриманом. В зороастризме второе начало не противопоставляется первому, а рассматривается как его искажение, т.е. зороастризм - монотеистическая религия, а манихейство признает и Бога, и дьявола. В манихействе тело человека служит дьяволу, тогда как в зороастризме бессмертная душа человека соединяется с его телом в единое гармоничное целое, которое будет восстановлено в последнем Воскрешении.


В каждом умозаключении Мани понятия Света и тьмы смешаны, Свет почти всегда осквернен тьмой или находится в ее власти, а светлая душа находится во власти "темного" тела. Манихеская доктрина расценивается в зороастризме как ересь, она служит питательной почвой для возникновения различных форм аскетизма и мистицизма.

Устройство небесной сферы

Апостол, он же Мани, поведал своим ученикам, что 12 знаков Зодиака, слуг материи, и 5 звезд - "враги и противники друг другу, они грабят и убивают друг друга действием великого Мастера, создавшего все миры... Они произошли из пяти миров Мрака, связаны с сфере"... Они - "зло не в сфере, но сами по себе, ибо творят всякое зло и злодейство в мире - как в древе, так и в плоти" [4, с. 189-191].
В зороастрийской астрологии 12 знаков Зодиака рассматриваются как число закона для Земли, они несут проявление Божьей благодати и любви, с которой может соприкоснуться каждый человек. Планеты же, как и все творения Хормазда, были осквернены Ахриманом, поэтому они двойственны по природе, их циклы искажены по сравнению с изначальными, и люди из-за них попадают в ловушки Ахримана, поддаваясь на искушения.


В главе "О теле - что оно устроено по подобию мира" [4, с. 191], Мани соотносит различные части тела со стихиями и знаками Зодиака, печень у него подобна "Переправе Огня", а "плоть - переправа Тьмы", знак Льва - желудок, знак Девы - сердце. И здесь Мани искажает зороастрийскую астрологическую традицию, в которой знаки Зодиака проецируются на тело человека, начиная с головы, относящейся к знаку Овна, а знак Льва проецируется на область сердца, знак Девы связан с кишечником.


Болезни у человека, по мнению Мани, возникают в результате столкновений в его теле господствующих архонтов (темных сущностей):"Восемьсот и сорок мириад главенствуют в теле человека, когда они сталкиваются друг с другом, ... губят друг друга" [4, с. 194].


Зороастрийская традиция рекомендует человеку воздерживаться от совершения грехов, тогда его тело будет здоровым. Зороастрийская мораль выражается в трех словах – humat, hukht и huvarst - добрые мысли, добрые слова и добрые дела, и величайшее из них - добрые дела.

Взгляды Мани на развитие мира и место человека в нем

По манихейским заповедям человек истинной веры не должен задерживать пребывание жизни на Земле, чтобы спасти свою Душу и после смерти взойти к Свету. Материя борется за душу че-ловека и стремится удержать ее в мраке. Для этого 12 духов заблуждения спускаются со знаков Зодиака и поселяются в душах людей. Если человек не преодолеет заблуждений, его душа не возносится после смерти, а снова возрождается, но в другом теле. А отъявленные грешники идут в геенну огненную, где будут пребывать до конца мира.


На протяжении всей истории Свет освобождается от смешения и возносится ввысь, а остающийся Свет в душах людей все время дробится, т.к. человеческий род плодится, и Света становится все меньше и меньше. Перед концом мира его останется так мало, что грешники одержат верх над праведниками. Тогда "Помысел жизни" соберет остающийся Свет воедино и сделает из него "Последнее изваяние", которое вознесется ввысь. Для уничтожения материального мира после этого будет послан Огонь. Божества будут судить людей. Души грешников - мужчин и женщин будут разделены и никогда не смогут больше воссоединится. Согласно утверждениям Мани, главная задача для истинного праведника состоит в том, чтобы поскорее покинуть этот мир. А значит, нельзя вступать в половые отношения и участвовать в деторождении. Также грешно заботиться и о материальном преуспевании. Мани считал, что основной рычаг развития и процветания материального мира - это зависть. Именно она движет людьми, толкает их на неблаговидные поступки, тормозит уход из этого мира.


Фактически, манихейская зависть подменяет собой творческую силу Создателя. С точки зрения зороастрийской этики, забота о материальном благополучии - одна из главных задач праведного человека. Отношение к жизни у зороастрийцев таково, что они считают ее Божественным даром и стараются прожить достойно. Аскетизм не поощряется в зороастризме. Согласно пехлевийским текстам, первый долг зороастрийца состоит в исповедании Религии, второй долг - в том, чтобы жениться и продолжить свой земной род. Живя в согласии с добрыми делами, не участвуя в грехе, праведный человек способствует очищению мира от скверны .


Манихейство видит в отношениях мужчины и женщины только грех. Один из принципов манихейской ереси - уничижение того, что хорошо с точки зрения разумного человека, и возвеличивание того, что дурно. Так. например, в главе "О человеке, безобразном телом и прекрасном своей душой", лжепророк сравнивает "плешивого, кривобокого, скрюченного в пояснице, но безупречного своей праведностью человека" с "мечом крепким, изъеденным временем", его душу он уподобляет жемчужине, а святую церковь - сбор¬щику этих жемчужин". "Плоть человеческая, -пишет он, - подобна пене и скорлупе" [4, с. 118].


Восхваление ущербности противоречит зороастрийскому отношению к телу человека, которое является истинным зеркалом его внутренней сущности, а знаки и меты на теле (сигнатуры) позволяли зороастрийцу правильно понять свои собственные духовные недостатки, чтобы исправить их. Зороастрийцы не доверяли человеку со знаками антихварны на теле, т.к. он в большей степени подвержен искушению и может заблуждаться. Такого человека не могли бы поставить во главе религиозной общины, поскольку ошибаясь сам, он мог сбить с истинного пути многих людей.


По воспоминаниям современников, сам Мани имел весьма неприглядный вид. Он был рыжим, прихрамывал и косил на один глаз. Все эти отличия считаются знаками антихварны в зороастризме, рыжеволосость является признаком внутренней агрессии, хромота говорит о дурной наследственности, а косоглазие предупреждает о вседозволенности. Все эти качества проявлены у Мани, сквозят в его гладко закамуфлированных фразах ,очень проникновенных, но и очень опасных.
Пытаясь создать универсальную религию, ловкий комбинатор Мани перетасовал многие понятия, как карты, и, используя красочный, эмоциональный слог, навешивал новые ярлыки на старые прописные истины.


Настораживает также рассуждение Мани о мудрости, которая важнее для него. когда она "на устах", а не только в сердце человека, ибо мудрость, по его мнению, "подобна младенцу во чреве матери" и, если она скрыта в сердце, то подобна срубленному дереву, в котором заключен внутренний свет. Чтобы увидеть огонь, нужно зажечь дерево [4, с. 221].


Однако, мы прекрасно знаем, что можно говорить много "мудреных" слов, а внутри себя лелеять змеиные мысли. Если вдуматься в сравнение Мани, то становится понятным, к чему призывает "истинный пророк". В зороастризме дерево олицетворяет род, связь с Фравашами, предками. И получается, по словам Мани, чтобы проявить мудрость в сердце, нужно сжечь дерево, а значит, уничтожить род человеческий, а потом посмотреть, что из этого получится. Так, Мани вводит человека в заблуждение, навязывая ему порочные действия, дезориентируя.
Образ дерева, дающего плоды в зависимости от среды обитания, проходит через всю книгу. Мани приводит в пример финиковую пальму, которая произрастала в плохом месте и не давала плодов, а другая на плодородной почве принесла замечательные плоды. Вспомним теперь, на какой почве прошло детство самого Мани, как он выступил против своих воспитателей.


Не внушает доверия и его умозаключение о прошении грехов. Мани считал, что грешить можно, после покаяния грехи прощались на 4/5, и только за одну пятую нужно было расплачиваться. Он пишет: "Каждому человеку, если он принял надежду и веру, отделил свет от мрака, уразумел тайны Души живой,... и просит отпущения грехов у Разума света - знайте: все первые грехи, которые сотворил он с того дня, когда родился, до того дня, когда принял надежду Божью и отвратил сердце свое от всех лжеучителей и плодов заблуждения, полностью отпускаются ему, и не за них спрашивается с него отныне, и он не получает воздаяния за них" [4, с. 240]. Но если же он снова будет грешить, тогда зачтутся ему все его грехи, прежние и дальнейшие: он получит воздаяние за все это, ибо "Бог дает раскаяние и отпущение грехов за неразумение". А кто упорствует в грехе — тот будет сброшен в геенну и пойдет к гибели" [4, с. 250].


Мани считал, что зло в мире необходимо для того, чтобы лучше проявилось добро, только через зло можно наиболее полно осознать добро. С зороастрийской точки зрения добро присуще этому миру, а зло лишь его искажение. В зороастризме считается, что незнание законов не освобождает от ответственности, и что за все содеянное человек должен будет расплатиться после смерти, когда на мосту Чинват беспристрастные судьи взвесят его добрые и злые дела. Если перевесят добрые дела, то душе позволяется пройти по мосту и попасть на Небеса. Если злые дела в его жизни перевешивают, то мост становится узким и душа падает в ад. Поэтому для зороастрийца важно не участвовать в злых делах, а не грешить и потом каяться. Это усиливает значимость проявления свободной воли, выбор человека в каждом его воплощении.


Одно из характерных качеств лжепророка - его стремление к самовозвеличиванию. Это качество налицо у Мани, возомнившего из себя "мирового мессию". В главе "О господе Мани, как он царствовал", он называет себя "наш господь и Светоч светлый". Однако, несмотря на это, он прекрасно понимает, что народ отторгает его, как чужеродную для себя частицу. Подводя плачевный итог своей деятельности, он пишет: "Я, Мани единственный, пришел в мир, чтобы проповедовать Слово Божье и исполнить здесь Его волю благую, данную мне. И вот - мне, Мани единственному, не позволили свободно говорить в мире, чтобы проповедовать, обрести освобождение и исполнить волю благую, данную мне, но я исполнил волю Таинства, которую проповедовал в истине живой. Ибо мир любит Мрак (и ненавидит) Свет, потому что дела его злы; а я пришел, чтобы исполнить волю Света и распространить истину повсюду, как заповедано мне. И вот - мир притесняет меня в своей ненависти, клевещет на меня в своих лжеучениях, мне не дают места в нем, чтобы говорить, хотя я - Мани единственный" [4, с. 202}. Он жалуется на то, что и Индия, и Персия, и Месена, и Вавилония, когда он проповедовал там "истину" и "взбудоражил" их, не приняли его и изгнали. И "род человеческий восстал против него". Где бы "ни играл Мани на своей арфе мудрости", ни одна земля не приняла его, ни ассирийцы, ни мидяне, ни парфяне. Тогда Мани понял, что для него нигде нет места, чтобы стоять совершенно твердо на ногах.


Смешение добра и зла в общем и в деталях, пренебрежение материальными ценностями, искажение истинной сути различных понятий, пессимизм и неверие в эволюционное развитие мира, само возвеличивание - все это подтверждает еретическую направленность манихейства.


Зороастрийцы никогда не поддерживали идею создания единой мировой религии, считая, что каждая светлая религия имеет право на существование. Каждая из них по-своему противостоит силам зла, в каждой есть свои методы и средства для борьбы со злом. Концентрация и унификация на одном религиозном полюсе ослабляет фланги и только укрепляет врага. Кроме того, попытка создания единой религии приводит к приспособлению положений одной религии к другим и искажению их сути по существу.
Каждый человек, с зороастрийской точки зрения, вправе выбрать для себя наиболее подходящий бастион в борьбе со злом, которое, в конечном итоге будет уничтожено и прекратит свое существование, а в мире будут воскрешены Фраваши (первопредки) людей в Последнем Теле, и они будут бессмертными навечно и навсегда.
Зороастрийцы относятся к Мани как к "одному из предтеч Антихриста" и используют манихейские постулаты в качестве универсального критерия для оценки того или иного учения путем сравнения их основных положений. Трактат Мани о создании мира - "Кефалайа" - наиболее яркий образец религиозных ересей уходящей эпохи Рыб.

 

 

В древности финны были язычниками. Согласно их древней вере, мир произошел из яйца утки и все предметы живой и неживой природы обладают душой, поэтому словам они придавали огромное значение. Самым главным богом у них был Укко, повелевающий громами и молниями. Как ни странно, но священным животным мужественного громовержца была маленькая «корова Укко». Это знакомое всем сегодня насекомое «божья коровка».2. Уроженцы области между Средиземным морем и рекой Иордан ханаатисы поклонялись многим богам. Самыми почитаемыми из них был бог Эль и его сын Бээль – властелин грома и дождя. Ханаатисы постоянно воевали с израильтянами и другими соседними народами, поэтому постепенно их культура пришла в упадок, что и привело к полному исчезновению данной религии.3. Атонизм появился в Древнем Египте во времена правления Эхнатона. Согласно ей египтяне обязаны были поклоняться только Атону – богу Солнца, а фараон единственный кто мог объявить волю бога народу. Религия потеряла свою силу после смерти Эхнатона – египтяне вернулись к своим старым верованиям.4. Религия минойских жителей Крита не имела собственного названия, и он ней мало что известно. Предположительно она была тесно связана с природой. Островитяне покланялись женщине — богине и приносили ей человеческие жертвы.

В ритуалах обязательно принимали участие змеи и быки. Возможно, именно тогда родился миф о Тесее и Минотавре.5. Митаризм попал в Европу из Персии после завоеваний Александра Великого. Он был необычайно популярен среди римских воинов. Религия была посвящена богу Солнца. О ней мало что известно. Все обряды сохранялись в тайне. А храмы располагались глубоко под землей, и вход непосвященным был туда строжайше запрещен.6. Манихейство возникло в третьем столетии нашей эры. Ее основателем был перс Мани, который утверждал, что ему удалось объединить все мировые религии в одну. Его последователи становились кочевниками и распространяли данное вероучение по всему миру. Но в средневековье последователи манихейства были подвергнуты гонениям. Поэтому со временем религия потеряла свою массовую популярность. Совсем недавно была обнаружена целая библиотека с письменами Мани. В них содержаться не только основы учения, но и множество интересных мифов, посвященных борьбе добра и зла.7. Тенгриизм относится к одной из самых старых мировых религий. Приблизительно возник в Бронзовом веке (между 3600 и 1200 до н.э.) на Северном Кавказе. Верующие поклонялись богу Тенгри и приносили ему в жертву лошадей. У них не было святых книг, но ежегодно 23 декабря отмечался праздник Тенгриан с обязательным украшением рождественского дерева. Что делает эту религию отчасти похожей на христианство. Хоть тенгриизм и потерял свою популярность, но до сих пор есть политики в Кыргызстане, которые хотят придать этой религии статус государственной.8. Ашуризм был распространен среди ассирийцев. Он очень напоминал старую вавилонскую религию. Но существенным отличием было поклонение многочисленным богам (около тысячи). Только двадцать из них считались верховными покровителями. Ашуризм тесно переплетается с христианством и взял оттуда мифы о создании мира, всемирном потопе, башне столпотворения и первой женщине — Лилит. Возникла данная религия в 18 веке до нашей эры и просуществовала вплоть до 5 века нашей веры. Забыта она была в связи с полным разрушением Ассирии.9. Религией древних арийцев Индо был веддизм., возникший где-то в 1500 году до нашей эры и продержавшийся до 500 года до нашей эры. Он послужил основой для создания более позднего вероучения — индуизма. Огромное значение в ведизме отдавалось чтению молитв. Читали их обычно священники. Практиковались жертвоприношения (животные, зерно и молоко).10. О религии ольмеков известно довольно мало. Зародилась она в 1400 году до нашей эры и просуществовала вплоть до исчезновения этой народности в 400 году до нашей эры. Причина их вымирания так и не была установлена.

Мнения ученых на этот счет разделились, как впрочем, и по поводу количества богов. Одни утверждают, что ольмеки поклонялись только одному богу дождя, другие перечисляют не менее десятка различных божеств. Все ритуалы происходили обязательно с проведением обрядов жертвоприношения. Местные шаманы перед началом общения с духами обязательно вдыхали вещество, вызывающие галлюцинации и входили в транс. Возникла эта религия очень давно. Поэтому она стала основой для создания более поздних религий мезоамериканских индейцев.

В древнем мире наука только-только начала зарождаться. Именно поэтому такое влияние получили религии. Ведь они просто и доходчиво объясняли все сущее на Земле, пусть и приписывая это сверхъестественным силам. В результате в древности существовало немало систем верований. Большинство из них исчезло, будучи погребенными песками, временем. Множество богов прошлого забылись.

А ведь многие религии древности были основаны задолго до того, как появилось большинство современных основных верований. И хотя о том, во что верили наши далекие предки, вспоминают все реже и реже, находятся энтузиасты, которые возрождают былые практики. О самых необычных религиях прошлого, позабытых сегодня, мы и поговорим. Многие из них существовали долгие века и даже тысячелетия.

 

Финское язычество. У этой политеистической религии нет своего четкого определения. Такая форма язычества была распространена на территории современной Финляндии до тех пор, пока сюда не пришло христианство. Религия эволюционировала от шаманизма и включает в себя несколько особенностей. Так, например, тут особенное внимание уделяется почитанию предков, как и в родственных религиях. Финны считали, что слово имеет очень сильное значение и силу. По их мнению, душа присутствовала не только у живых объектов, но и у неживых. Финские язычники тесно общались с миром природы, они считали, что весь мир создан из яйца утки-нырка. А главным богом у них был Укко, бог громовержец, ездящий по небу на колеснице и мечущий молнии. Его праздник отмечался 4 апреля, и это была одна из самых важных дат в календаре. Укко имел несколько общих черт со скандинавским богом Тором. Это и волшебный молот, и гроза, которая появляется, если Укко спит со своей женой Аккой. У такого мужественного бога его священное животное выглядит довольно странно - это божья коровка, известная, как корова Укко.

 

Ханаанская религия. Эта позабытая ныне страна являлась прообразом Финикии и лежала между Евфратом и Иорданом до Средиземного моря. Тысячи лет единственным доказательством существования древнего народа являлись выдержки из Торы и Библии. Ханаанцы там предстают постоянными соперниками израильтян. Но с 1927 по 1937 году на северном побережье Сирии было обнаружено несколько ханаанских табличек. Из них и стало известно о древней религии. Это была политеистическая религия, в которой выделялись такие персонажи, как верховный бог Эл, его сын Баал, бог грома и дождя. Одной из самых популярных легенд была история о борьбе Баала и Мота, бога смерти. Тот одолел Баала, в результате чего разразилась невиданная засуха. Тогда все другие боги, во главе с Элом, объединились, чтобы освободить Баала. Войну закончила девственница Анат, богиня-воительница. Она проникла в подземный мир, убила Мота и освободила Баала. Вообще, в ханаанской религии божества постоянно воевали друг с другом и совокуплялись. В дела людей они вмешивались просто ради своей прихоти, не задумываясь о причиненных человеку страданиях. Под влиянием соседних народов и завоеваний израильтян ханаанская религия постепенно размылась и исчезла.

 

Атонизм. Эту религию ввел фараон Египта Эхнатон, известный так же, как Аменхотеп IV. Атонизм был монотеистической религией, которая была официально провозглашена официальной. Фараон устроил в стране настоящую культурную и религиозную революцию, правда, после его смерти старые верования были возвращены. Эхнатон утверждал, что только он мог говорить с богом Атоном. Такой ограничительный характер религии привел к тому, что большинство простых египтян сохранили свои прежние верования. Это помогло атонизму быстро угаснуть после смерти своего главного проповедника. Таблички о существовании такой необычной древней религии были найдены только в начале XX века. В них рассказывалось, что Эхнатон все больше и больше погружался в атонизм, особенно это стало явно после смерти его любимой жены, Нефертити. Фараон являлся отцом Тутанхамона, которого в детстве под давлением священников даже назвали Тутанхатон в честь бога Атона. Во времена правления Эхнатона было создано несколько религиозных гимнов, один из которых схож со знаменитым Псалмом 104.

 

Минойская религия. Эта религия зародилась у одноименной цивилизации, существовавшей на острове Крит. Здесь отмечается сильный контакт с природой, тому свидетельство хотя бы маски с рогами быка, найденные в ходе раскопок. Существует много доказательство того, что существовали даже конкурсы, наподобие современного родео. Жители Крита гонялись за быком и пытались оседлать его. Как и для многих других религий, не осталось единого основного источника об этом веровании. Большая часть информации, полученной нами - наскальные рисунки, да разные археологические находки с острова. Главным же минойским божеством была женщина - богиня природы. Это делает верование одним из немногих матриархальных. В минойской религии были и мужские божества, но они были менее значимыми или вообще богами не являлись. Важную часть в обрядах играли не только быки, но и змеи, а также двусторонний топор. При недавних раскопках появились свидетельства наличия в культуре даже человеческих жертвоприношений. Вполне возможно, что так появился миф о Тесее и Минотавре.

 

Митраизм. Эта религия имела персидские корни и появилась в Европе благодаря завоеваниям Александра Македонского. Культ Митры был очень популярным среди римских солдат. Особенно он распространился в пограничных провинциях. Митраизм превратился в древнеримскую тайное верование, своеобразную секту. В том виде, как знали его римляне, Митра был персидским богом солнца, небесного света и справедливости. Солдаты считали, что он приносит им удачу. О митраизме осталось мало информации. Практически нет никаких следов единой священной книги, да и существовала ли она когда либо? Почти все, что мы знаем о митраизме, было найдено на руинах древних храмов. Они располагались под землей, и последователи религии предпочитали строить новые, когда старые храмы изнашивались. Деталь, которая отличает римское поклонение Митре от персидского - убийство быка, что внесло свою путаницу в археологический мир. В древнеиранской мифологии не существовало такого мифа. Одним из самых важных дат в календаре верующих являлось 25 декабря, день рождения Митры. Из-за этого, а также некоторых других деталей, считается, что христианство является наследником митраизма, переняв его черты. Но доказать это очень трудно.

 

Манихейство. Эта религия была основана в третьем веке нашей эры одним персом по имени Мани. Изначально верования рассматривались, как еретическая христианская секта. Но со временем манихейство заслужило статус самостоятельной религии. Основатель утверждал, что в ней соединились черты всех ведущих религий того времени - христианства, буддизма и зороастризма. На самом бы деле многие апокрифические христианские писания были бы потеряны, если бы не манихейцы. Основное внимание уделялось разнице между злом и добром, путем же к спасению виделось знание. Самые рьяные приверженцы были известны, как «избранные» или «отличительные», напоминая буддистских монахов, только были странствующими. Среди последователей было немало великих миссионеров, которые распространяли учение Мани по всему миру. Свою популярность религия потеряла уже в Средневековье. Причиной тому стали постоянные преследования со стороны китайского правительства, древнеримского правительства и католической церкви. Наибольший миф о манихействе заключается в существовании истории о сражении мира Света и Тьмы, двух отдельных царств. Говорилось, что Адам и Ева были созданы злыми существами, а вот Иисус и Мани являлись олицетворением добра. Эти святые люди призваны были помочь человечеству проявить его настоящую духовность. И хотя многие работы Мани считались безвозвратно потерянными, недавно были найдены их части, что и позволило больше узнать о древней религии.

 

Тенгрианство. Эта религия является одной из самых древних в мире. Говорят, что она появилась примерно в бронзовом веке, еще между 3600 и 1200 годами до н.э. Придумали такую систему верования в Горной Алтае в Центральной Азии. Эта монотеистическая религия, сильно ориентированная на поклонение предкам. В тенгрианстве не было единой священной книги, как в других религиях. Большая часть ранних верований уже выпали из нашей системы знаний. Считается, что многие гунны Северного Кавказа тоже, возможно, поклонялись богу Тенгри, в жертву которому приносили лошадей. Как и в случае со многими языческими религиями, тенгрианство имеет немало общего с христианскими традициями. Например, самый важный праздник, Богоявление, отмечался 23 декабря. Основная часть этой традиции восходит к V веку н.э. и включает в себя привнесение в дом «рождественского» дерева и украшение его. И хотя в эпоху монгольского владычества тенгрианство не обрело популярности, оно практикуется и сегодня. Некоторые политики в Кыргызстане даже призывают сделать это верование государственной религией.

 

Ашуризм. Такая религия стала национальным культом ассирийского народа. Ашуризм был практически идентичен более старшей вавилонской религии, с одним лишь отличием. Тут поклонялись не Мардуку, как верховному божеству. Ассирийцы на эту роль выбрали Ашур. В этой политеистической религии были тысячи божеств, но самыми главными были всего 20, среди которых и Иштар, и Мардук. Ввиду схожести с вавилонской религией тут было немало общих историй с иудаизмом и христианством, например, мифы о всемирном потопе или вавилонской башне. Именно отсюда пошла апокрифическая история о женщине-демоне Лилит, ставшей первой женой Адама. Самой почитаемой датой в ашуризме был фестиваль Нового года, Акиту. Он длился целых 11 дней, во время которых особые почести воздавали верховному божеству. А появилась такая религия примерно за 1800 лет до рождения Христа и просуществовала она до пятого века. Ассирия пала, как и ее религия. Правда, вполне вероятно, тайком ашуризм еще некоторое время исповедовали.

 

Ведизм. Древние индоарийцы исповедовали ведизм. Такая религия была популярной на протяжении почти двух тысяч лет, с 1500 г. до н.э. по 500 г. н.э. Можно считать, что именно ведизм и стал основой для появления современной индуистской веры. Ведь и там, и там используются одни и те же священные тексты, четыре Веды. Правда, есть и свои отличия. Ведизм предусматривал многобожие в природе, эти существа делились на две категории: богов природы, дэвов, и асуров. Богов нравственных понятий. Для последователей ведизма была очень важны устные гимны, в обрядах важную роль играли священники. Они рассказывали верующим, как можно улучшить свою жизнь, угождая богам. Ведизм практиковал жертвоприношения животных, но это была все же редкая практика. Куда чаше богам дарили молоко и зерно. Верховным богом в ведизме был Индра. Одним из самых известных мифов является история о его борьбе с детьми демоницы Дити. После того, как Индра убил почти всех ее детей, та призвала магию, чтобы ее еще не рожденный сын стал более мощным, чем сам верховный бог. Когда же Индра узнал об этом, он кинул молнию во чрев демоницы, разрушив его. Будущий ребенок превратился в 40 маленьких демонов.

 

Религия ольмеков. Этот народ проживал на территории Центральной Америки, и его религия просуществовала с 1400 года до н.э. до 400 года н.э. Причина исчезновения ольмеков так и осталась неизвестной. Наиболее популярная версия - вулканическая деятельности или другие изменения окружающей среды. Нет даже прямых доказательств существования у ольмеков. Археологи просто сравнивают найденные артефакты с теми, что присутствовали в религии у ацтеков и майя, выискивая сходство. Считается, что верования ольмеков были тесно связанными с шаманизмом, самым же популярным богом там был бог дождя и плодородия. Его олицетворял ягуар. Правда, есть мнение, что главного божества у ольмеков не было вовсе, его роль выполняли восемь отдельных и не менее важных богов. Считается, что религия сопровождалась различными жертвоприношениями, в том числе кровавыми. Богов изображали нефритовые фигурки, а также маски в ходе ритуальных танцев. Священники ольмеков пользовались галлюциногенными наркотиками, которые помогали им общаться с духами. Сегодня археологи узнали только о десяти божествах этого народа. Благодаря своему раннему происхождению эта религия считается матерью более поздних мезоамериканских религий, что определяется рядом общих элементов.

 

Как сделать себе когти как у тигра Как сделать себе когти как у тигра Как сделать себе когти как у тигра Как сделать себе когти как у тигра Как сделать себе когти как у тигра Как сделать себе когти как у тигра Как сделать себе когти как у тигра Как сделать себе когти как у тигра Как сделать себе когти как у тигра Как сделать себе когти как у тигра Как сделать себе когти как у тигра Как сделать себе когти как у тигра Как сделать себе когти как у тигра

Изучаем далее:



Схема на сигнализацию апс 2500

Как сделать пароль в ростелекоме в личном кабинете

Схема больницы 40 в сестрорецке

Как сделать дно для моторной лодки

Как сделать обрамление профнастила забора